ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АССАМБЛЕЕ НАРОДА КАЗАХСТАНА

УТВЕРЖДЕНО           
  Указом Президента       
  Республики Казахстан      
  от 7 сентября 2011 года № 149

 

ПОЛОЖЕНИЕ
об Ассамблее народа Казахстана

 

Настоящее положение в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан определяет статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана, а также особенности организации ее взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, порядок участия в разработке и реализации государственной политики Республике Казахстан в сфере межэтнических отношений.

1. Общие положения

1. Ассамблея народа Казахстана (далее - Ассамблея) является учреждением без образования юридического лица, образуемым Президентом Республики Казахстан, способствующим разработке и реализации государственной национальной политики.
2. Деятельность Ассамблеи осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "Об Ассамблее народа Казахстана", иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и настоящим Положением.
3. Финансирование деятельности Ассамблеи осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Функции и полномочии Ассамблеи

4. Для обеспечения реализации возложенных задач Ассамблея осуществляет следующие функции:
1) содействует в разработке и реализации государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений;
2) участвует в разработке и реализации мер в сфере межэтнической толерантности и общественного согласия, развития государственного языка и других языков народа Казахстана;
3) участвует в общественно-политической экспертизе проектов законодательных актов по вопросам государственной политики в сфере межэтнических отношений;
4) взаимодействует с государственными органами, организациями и институтами гражданского общества, а также международными организациями по вопросам обеспечения межэтнической толерантности и общественного согласия;
5) осуществляет контроль за рассмотрением государственными органами и должностными лицами решений сессий Ассамблеи и ее Совета;
6) содействует совершенствованию государственной политики в межэтнической сфере на региональном уровне;
7) в рамках своей компетенции оказывает методическую помощь государственным органам, организациям и этнокультурным объединениям;
8) пропагандирует модель межэтнической толерантности и общественного согласия в стране и за рубежом;
9) осуществляет мониторинг состояния межэтнических отношений;
10) вырабатывает рекомендации и реализовывает практические меры по урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений;
11) в рамках своей компетенции организует работу по оказанию поддержки казахской диаспоре в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления ее связей с исторической Родиной, а также содействует развитию связей других этносов Казахстана с их исторической родиной;
12) осуществляет издательскую деятельность, по мере необходимости создает средства массовой информации;
13) проводит семинары, конференции и иные мероприятия по вопросам межэтнических отношений;
14) в рамках действующего законодательства Республики Казахстан принимает и оказывает благотворительную и спонсорскую помощь;
15) осуществляет иную деятельность в рамках своей компетенции и не противоречащую законодательству Республики Казахстан.
5. Первый Президент Республики Казахстан - Лидер Нации является пожизненным Председателем Ассамблеи. Президент Республики Казахстан образует Ассамблею и определяет основные направления ее деятельности, назначает заместителей Председателя Ассамблеи.
6. Председатель Ассамблеи возглавляет Ассамблею и осуществляет общее руководство деятельностью Ассамблеи, утверждает ее программные документы, выступает от ее имени.
7. Высшим руководящим органом Ассамблеи является Сессия Ассамблеи (далее - Сессия), которая состоит из членов Ассамблеи и созывается в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "Об Ассамблее народа Казахстана".
8. Сессия вправе принимать решения по вопросам, относящимся к ее компетенции. Решения Сессии, кроме избрания депутатов в Мажилис Республики Казахстан, могут оформляться в форме обращения Ассамблеи, которое публикуется в республиканских средствах массовой информации. Решения Сессии подлежат обязательному рассмотрению государственными органами и должностными лицами.
Работа Сессии регулируется регламентом, утверждаемым Сессией.
9. В период между сессиями руководство Ассамблеей осуществляет Совет Ассамблеи (далее - Совет), который создается в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об Ассамблее народа Казахстана" и созывается Председателем Ассамблеи или заместителями Председателя по согласованию с Председателем Ассамблеи.
Решение Совета может быть принято опросным путем, проводимым рабочим органом Ассамблеи, если за него проголосовало не менее двух третей членов от общего числа его членов.
10. Председатель Ассамблеи имеет трех заместителей, из них два от этнокультурных объединений.
Заместители Председателя Ассамблеи от этнокультурных объединений назначаются в порядке ротации на основании рекомендации Совета распоряжением Президента Республики Казахстан. Период ротации заместителей Председателя определяет Президент Республики Казахстан.
Обеспечение деятельности заместителей Председателя Ассамблеи от этнокультурных объединений осуществляет рабочий орган Ассамблеи.
11. Рабочим органом Ассамблеи является Секретариат Ассамблеи (далее - Секретариат) - структурное подразделение Администрации Президента Республики Казахстан. Секретариат возглавляет заведующий Секретариатом, который одновременно является заместителем Председателя Ассамблеи.
Задачами Секретариата являются:
1) обеспечение деятельности Ассамблеи, ее Председателя и Совета;
2) обеспечение реализации полномочий Президента Республики Казахстан в сфере межэтнических отношений.
Полномочия Секретариата по обеспечению реализации полномочий Президента Республики Казахстан в сфере межэтнических отношений, а также Ассамблеи определяются внутренними актами Администрации Президента Республики Казахстан.
12. Ассамблеи областей (города республиканского значения, столицы) при осуществлении своей деятельности подотчетны и ответственны перед Ассамблеей.
Порядок формирования и правовой статус ассамблеи области (города республиканского значения, столицы) определяется Законом Республики Казахстан "Об Ассамблее народа Казахстана".
13. Рабочим органом ассамблеи области (города республиканского значения, столицы) является секретариат ассамблеи области (города республиканского значения, столицы), входящий в структуру аппарата акима как самостоятельное структурное подразделение. Секретариат ассамблеи области (города республиканского значения, столицы) возглавляет заведующий. Заведующий секретариатом ассамблеи области (города республиканского значения, столицы) назначается и освобождается от должности соответствующим акимом по согласованию с Секретариатом.
14. В целях обеспечения реализации задач и функций Ассамблеи в случае необходимости Секретариатом могут быть созданы комиссии, в том числе совместно с другими государственными органами и организациями.
15. Для научного сопровождения деятельности Ассамблеи формируется Научно-экспертный совет.
Основными задачами Научно-экспертного совета являются:
1) комплексная экспертная оценка тенденций этнополитического, социально-экономического и конфессионального развития в Республике Казахстан, прогнозирование развития данных процессов в стране и мире;
2) научно-экспертное сопровождение деятельности Ассамблеи по актуальным направлениям государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений;
3) координация научно-исследовательских работ в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений;
4) содействие усилению роли Ассамблеи как политического и гражданского института в развитии демократии, укреплении целостности казахстанского общества, достижении общенационального согласия.
16. Научно-экспертный совет состоит из председателя, его заместителей и членов Научно-экспертного совета.
Председатель Научно-экспертного совета и его заместители избираются на заседании Научно-экспертного совета.
В состав Научно-экспертного совета могут входить по согласованию депутаты Парламента Республики Казахстана, представители этнокультурных объединений, научных и образовательных организаций, а также ученые, независимые эксперты и специалисты.
Научно-экспертный совет может привлекать к своей деятельности экспертов, не являющихся членами Научно-экспертного совета, включая зарубежных.
17. Исполнение обязанностей председателя, его заместителей и членов Научно-экспертного совета осуществляется на общественных началах.
18. Положение о Научно-экспертном совете и его составе утверждаются заместителем Председателя Ассамблеи народа Казахстана - заведующим Секретариатом.
19. В целях обеспечения участия Ассамблеи в разработке законодательных актов и иных программных документов, информационно-пропагандистских, а также иных мероприятий могут быть созданы информационно-пропагандистские, экспертные и иные рабочие группы.
20. Координацию деятельности Научно-экспертного совета, комиссий и рабочих групп осуществляет Секретариат.

3. Особенности организации взаимодействия Ассамблеи с государственными органами и общественными организациями

21. Для обеспечения реализации государственной политики в области межэтнических отношений, эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в этой сфере и дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе Ассамблея взаимодействует с государственными органами.
22. Координацию деятельности государственных органов в рамках реализации программных документов Ассамблеи и планов мероприятий по выполнению решений Ассамблеи и ее Совета, поручений Президента Республики Казахстан, Председателя Ассамблеи, руководства Администрации Президента по вопросам межэтнических отношений, укрепления толерантности и общественного согласия осуществляет Секретариат.
23. Организация взаимодействия Ассамблеи народа Казахстана с депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избранными от Ассамблеи, осуществляется Секретариатом.
24. Взаимодействие Ассамблеи с этнокультурными общественными объединениями, другими институтами гражданского общества, аналогичными структурами зарубежных стран, а также международными организациями по укреплению национального единства и сохранению культурно-языкового многообразия Казахстана, межэтнического и межконфессионального согласия и защиты прав этнических групп обеспечивает Секретариат в рамках законодательства Республики Казахстан.

4. Порядок участия Ассамблеи в разработке и реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере межэтнических отношений

25. В целях консолидации общества, обеспечения единства и формирования национально-государственной гражданской идентичности, дальнейшего совершенствования казахстанской модели толерантности и общественного согласия, а также для повышения эффективности деятельности Ассамблея народа Казахстана участвует в разработке и реализации государственной национальной политики Республики Казахстан в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.
Секретариат разрабатывает или участвует в разработке проектов программных документов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений с привлечением Научно-экспертного совета, вносит их для обсуждения на Совет, организует их рассмотрение Сессией, направляет на утверждение Президентом Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 25 в редакции Указа Президента РК от 21.12.2012 № 450.
26. В целях реализации Закона Республики Казахстана "Об Ассамблее народа Казахстана", а также на основе выработанных концептуальных подходов на среднесрочную перспективу Ассамблея разрабатывает Концепцию "Стратегия развития Ассамблеи народа Казахстана" (далее - Концепция).
Разработанная Концепция вносится на рассмотрение Председателя Ассамблеи и в случае ее одобрения утверждается Президентом Республики Казахстан.
Концепция реализуется через стратегические и программные документы, стратегические планы государственных органов и законы.
Сноска. Пункт 26 в редакции Указа Президента РК от 21.12.2012 № 450.
27. Исключен Указом Президента РК от 21.12.2012 № 450.
28. Исключен Указом Президента РК от 21.12.2012 № 450.
29. Исключен Указом Президента РК от 21.12.2012 № 450.